Полезные материалы

ПОЖАРОТУШЕНИЕ: проблемы технического регулирования

11.05.2016

На практике из-за неудовлетворительной эксплуатации систем автоматической противопожарной защиты их надежность явно недостаточна (составляет около 0,5-0,6).  При этом, особенностями технического регулирования являются:

  • для зданий высотой до 28 м в СП 1.13130.2102, СП 2.13130.2009, СП 4.13130.2009 /6/ имеются противопожарные требования практически только по объемно-планировочным и конструктивным решениям, за исключением устройства СОУЭ в зданиях коридорного типа (п.5 табл.2 СП 3.13130.2009);

  • отсутствие гармонизации требований СП, разрабатываемых и вводимых в действие приказами МЧС России, и СП Минрегиона России (актуализированные СНиП, которые в нарушение положений ст.3  и ст.6 ФЗ №69 /3/  не согласовываются с МЧС России); пример: п.5.1.11 СП 4.13130.2009 /6/, п.п.5.5 и 5.44 СП 7.13130 не допускают установки газового оборудования в кухнях зданий высотой более 10 этажей, а п.7.1  СП 62.133330.2011 таких ограничений не содержит;

  • согласно п.4.10 СП 54.13330.2011 в подвальном, цокольном, 1-2 этажах жилых зданий допускается размещение встроенно-пристроенных помещений (стилобаты) общественного назначения, в которых могут быть также и многосветные пространства (атриумы), для которых нормативные требования не определены, за исключением их противодымной защиты по п.п.7.2 и 7.13 СП 7.13130.2009; в СП величина выноса таких частей за пределы габаритов здания указана только минимальная (1,5м), а максимальная не указана, что, как правило, приводит к необходимости разработки СТУ.

В СП 42.13330 /7/, а также более 40 других СНиП, актуализированных Минрегионом России во исполнение ч.5 ст.42 ФЗ №384 /2/ и  ставшими сводами правил согласно ч.2 ст.42 ФЗ №384 /2/, по сравнению с нормативными документами, вошедшими в распоряжение Правительства /6/, вновь стали содержать требования пожарной безопасности. Поэтому такие своды правил  следует относить к нормативным документам по пожарной безопасности на основании ч.3 ст.4 ФЗ №123 /1/ при условии, что они согласованы с МЧС России, на которое ст.3  и ст.6 ФЗ №69 /3/ возложено нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности.

 С признанием утратившей силу ст.67 ФЗ №123 /1/ содержащиеся в ней требования пока не включены в нормативные документы, в том числе к обеспечению подъезда или проезда пожарных автомобилей к зданиям с одной-двух сторон или со всех сторон (кстати, ФЗ не требовал кругового проезда!). Согласно утратившей силу ст.67 (ч.6) ФЗ №123 /1/ ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6м. При этом проезды и подъездные пути для пожарной техники могут быть как специальными, так и совмещенными с функциональными проездами и подъездами (п.1 ч.1 ст.90 ФЗ №123 /1/). В отношении функциональных проездов очевидны разночтения. Так, в табл.8 СП 42.13330 /7/ используются категории основных (две полосы движения по 2,75м каждая) и второстепенных (одна полоса движения шириной 3,50м) проездов, что следует учитывать при реализации требования п.1 ч.1 ст.90 ФЗ №123 /1/.

Недостатком нормирования в отношении обеспечения проездов является непринятие во внимание возможности обеспечения доступа в коридоры каждого этажа с пожарных автолестниц или автоподъемников в пределах их технических характеристик, как выполнение требования ст.8 ФЗ №384 /2/ и п.2 приложения 1* СНиП 2.07.01-89* по доступу пожарных в любую квартиру или помещение. При этом следует учитывать требование п.3 ч.1 ст.80 ФЗ №123 /1/, где упор сделан именно на конструктивные, объемно-планировочные решения зданий, сооружений, обеспечивающие доступ личного состава пожарных подразделений и доставки средств пожаротушения в любое помещение. Фактически это может быть, например, достигнуто:

  • с помощью лифтов для транспортирования пожарных подразделений (ГОСТ Р 53296-2009), устройств для чистки и ремонта фасадов на высотах, превышающих технические характеристики пожарных автолестниц и автоподъемников;

  • использованием площадок на покрытии здания для  беспосадочного вертолетного десантирования пожарных с аварийно-спасательным снаряжением;

  • размещением закладных элементов с несущей способностью не менее 300 кгс в помещениях и на стенах фасадов для использования индивидуальных систем спасения людей;

  • размещением закладных элементов или сплошного монорельса (силовой штанги и т.п.) с несущей способностью не менее 1500 кгс по периметру кровли для крепления аварийно-спасательного снаряжения для доступа спасателей к любой точке фасада, крепления систем группового спасения для спуска людей с кровли и этажей до уровня земли и т.д.

Согласно ежегодным статистическим сборникам ФГБУ ВНИИПО МЧС России наружный противопожарный, хозяйственно-питьевой-противопожарный водопроводы используются при тушении более 15% пожаров, но если учесть, что около 35% пожаров происходит в сельских поселениях, где противопожарный водопровод весьма неразвит или отсутствует вообще, то примерно 25% пожаров тушится с использованием городских водопроводных сетей. При этом  необходимо учитывать, что  табл.1 СП 8.13130 /8/ определяют нормативный расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров в городских округах, городских и сельских поселениях в зависимости от числа жителей в поселении для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети.  Во многих случаях, если объект строительства расположен в городе с населением более 1 млн. чел., то принимают расход не менее 110 л/с (последняя строка табл. 5.1 СП 8.13130.2009), хотя проводится только присоединение объекта к существующим городским водопроводным сетям и необходимо руководствоваться табл. 2, 3 и 4 СП 8.13130 /8/, согласно которым этот расход может быть  25-35 л/с.  Вместе с тем, фактический расход на наружное пожаротушение определяется числом пожарных гидрантов (не менее 3-4) и установленных на них пожарных автонасосов (каждый способен обеспечить до 30 л/с) на кольцевой сети диаметром  300 мм и давлении 2,5 атм. (это значение может превышать 100 л/с).

Существенное значение при пожаротушении имеет требование ст.53 ФЗ №123 /1) в отношении обеспечения безопасной эвакуации людей. При этом методология расчетов строится на том, что они проводятся  для определения интервала времени от момента обнаружения пожара до выхода людей в безопасную зону, в качестве которой для здания в целом принимается выход непосредственно наружу. Вместе с тем, для зданий с большим числом находящихся в них людей это условие является недостаточным, т.к. существенное значение будет иметь наличие возможности рассредоточения эвакуирующихся людей  на прилегающей территории из расчета не менее, например, 0,2 м2 на одного эвакуирующегося. Данное обстоятельство имеет существенное значение не только на случай пожара, но и других чрезвычайных ситуаций, особенно для объектов культурно-зрелищного назначения (Ф2).

Выводы: 1. Внесение изменений в ФЗ №123 /1/  создало дополнительные  возможности выбора проектных решений на основе применения сводов правил, как правило, добровольного применения согласно /5/. Вместе с тем, ряд утративших силу, но достаточно значимых требований пожарной безопасности не содержится в действующих нормативных документах, что целесообразно учесть при совершенствовании НД или отражать, при необходимости, в СТУ. 2. Следует проводить гармонизацию требований СП (актуализированных СНиП) с НД по пожарной безопасности, принятыми МЧС России путем согласования на этапе их проектов с МЧС России согласно ст.3 и ст.6 ФЗ №69 /3/.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

2. Федеральный закон от 30.12.2009 г. №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

3. Федеральный закон от 21.12.1994 г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности".

4. Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 г. №1047-р "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

5. Приказ Ростехрегулирования от 30.04.2009 г. №1573 Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

6. СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменениями, утверждёнными и введёнными в действие с 01.02.2011 г. приказом МЧС России от 09.12.2010 г. №638).

7. СП 42.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утвержден и введен в действие с 20.05.2011 г. приказом Минрегиона России от 28.12.2010 г. №820).

8. СП 8.13130.2009  Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с учетом изменений, внесенных приказом МЧС России от 09.12.2010 г. №640). 

Обратный звонок

Наши специалисты помогут вам сориентироваться в ассортименте и определиться со стоимостью проекта

Заказать звонок

Мы перезвоним вам с 9 до 18 часов

Оставьте заявку

Начните процесс покупки, подав заявку с нужным количеством и конфигурациями продукции

Оставить заявку
Перейти в магазин 01

Сеть специализированных магазинов противопожарного оборудования в Москве.

Более 3500 наименований продукции.